Новости

Юрий Беляев потирает руки. Завтра у него важный день. Официально стартует его детище — завод, получивший личную поддержку Владимира Путина. Предприятие может стать основным поставщиком газовых баллонов для «газомоторной революции». Инвестиции в него уже составили 200 млн руб., а в ближайший год вырастут в десять раз. Сырье для производства Беляев будет закупать у ХК «Композит» на десятки миллионов долларов в год. Крупные предзаказы уже получены от «Газпрома». На церемонию открытия завода приглашен и сам президент.

Г-н Беляев — председатель совета директоров ГК «Автокомпонент», крупного поставщика пластиковых комплектующих для группы ГАЗ и других компаний российского автопрома. В кризис отрасль переживала не лучшие времена, поэтому Юрий, экономист по образованию и отец четверых детей, решил диверсифицировать бизнес. Нашел норвежского партнера — производителя полимерно-композитных газовых баллонов Hexagon. Совместно в 2011 году они создали в Нижнем Новгороде компанию Rugasco (49% — у норвежской стороны, 51% — у ГК «Автокомпонент»). Все это время шел монтаж импортного (в основном шведского) оборудования. Две недели назад получена первая партия баллонов. Инвестиции в предприятие достигли 200 млн руб.

«Если бы нас не заметил Путин, ничего бы у нас не получилось», — говорит г-н Беляев. Он вспоминает, как на прошлогоднем Красноярском экономическом форуме тогдашний премьер-министр остановился у стенда проекта. Последовала короткая презентация — рассказ о преимуществах полимерных баллонов по сравнению со стандартными металлическими: неподверженность коррозии (как следствие, взрывобезопасность), безосколочность, долгий срок службы (не менее 50 лет против 20 у металлических), прозрачность (покупатель видит содержимое). Наконец, легкость (8 кг против 15 кг) — г-н Беляев показал премьеру «фокус», подняв баллон двумя пальцами. Технология производства отработана на топливных баках американских ракет.

Владимир Путин посчитал проект Rugasco перспективным для «газомоторной революции» (к 2020 году города-миллионники должны перевести на газ половину общественного и коммунального транспорта) и поддержал его. «Для автомобильной, для газовой отрасли это может создать хорошие условия для рывка», — заявил он по итогам утверждения проекта на экспертном совете Агентства стратегических инициатив (АСИ), председателем наблюдательного совета которого он является.

В бюджетной поддержке Rugasco не нуждалась. Проблема была в отсутствии ГОСТа для столь инновационного продукта. Существующие стандарты были приняты в далеком 1948 году, говорит г-н Беляев. АСИ ускорило разработку Росстандартом нового ГОСТа, он будет утвержден во второй половине года.

Полимерный баллон недешев — около 10 евро за каждый литр объема (стандартный объем — 24 л). «Но разве это дороже жизни и здоровья человека?» — задается риторическим вопросом г-н Беляев. Проблемы с безопасностью — серьезное препятствие на пути более широкого использования газа в качестве топлива. 9 мая баллон взорвался на крыше пустого автобуса на севере Москвы. Пострадали находившиеся рядом люди. После происшествия Мосгортранс приостановил эксплуатацию всех своих автобусов на газовом топливе.

Другой сдерживающий фактор — отсутствие сети заправок и сервисных центров. На прошлой неделе Кремлю удалось привлечь к созданию газовой инфраструктуры «Роснефть». Компания планирует вложить 60 млрд руб. в строительство 1 тыс. заправок. Ранее о своих планах построить в 2013 году 17 газовых АЗС общей стоимостью 1 млрд руб. объявил «Газпром». После совещания у Владимира Путина «Роснефть» договорилась совместно развивать газомоторное направление сразу с несколькими компаниями (Vokswagen, КамАЗ, РЖД) и регионами (Ставропольский и Краснодарский края, Воронежская и Самарская области).

Пока на Rugasco стартует производство бытовых баллонов низкого давления объемом 250 тыс. штук в год. Баллоны высокого давления для транспорта планируется делать с конца этого года. А к лету следующего г-н Беляев рассчитывает начать выпуск больших резервуаров для хранения и транспортировки газа. Общие инвестиции к тому времени вырастут с нынешних 200 млн до 2 млрд руб. и окупятся за шесть—девять лет, прогнозирует он.

Карбоновые нити для баллонов Беляев будет закупать у завода «Алабуга-Волокно» в Татарстане (совместный проект Росатома и ХК "Композит") на 20–30 млн долл. в год. «Мы ведем переговоры с Rugasco о поставках углеродного волокна, — подтвердил директор по развитию бизнеса ХК «Композит» Михаил Столяров. — По качеству оно будет сопоставимо с лучшими мировыми аналогами». Он добавил, что компания также готова «внести интеллектуальный вклад» в разработку технологии изготовления самих газовых баллонов.

Созданная в конце прошлого года «дочка» «Газпрома» — компания «Газпром Газомоторное топливо» (гендиректор — Виктор Зубков) уже сделала предзаказы на конечную продукцию. «Речь идет об огромных суммах, нашей продукцией будет переоборудовано 1400 заправок «Газпром нефти», — сказал г-н Беляев, но точный размер контрактов называть не стал, сославшись на коммерческую тайну. В пресс-службе «Газпрома» факт сотрудничества с Rugasco не отрицают, но детальную информацию согласились представить позднее.

Источник: http://www.polymerbranch.com/news/view/8616.html

Каждый день
в мире выбрасывается больше
100 000 тонн мусора

Объемы потребления полимеров, производимых из нефтехимического сырья, постоянно растут. Пластмассы теснят бумагу, металл, картон, стекло. Но одновременно увеличиваются и объемы изделий из пластмасс (в первую очередь, упаковки), попадающих после использования на свалки. Как известно, сроки разложения традиционных пластмасс составляют десятки и сотни лет, а площади для свалок ограничены. Поэтому проблема пластмассового мусора становится все более актуальной. За один только год в России образуется почти 750 тыс.тонн полимерных отходов. Около 10 % перерабатывается. Переработке подвергаются, главным образом, отходы производства, и лишь некоторые отходы потребления.

В чем причины, и каковы пути разрешения этой проблемы? Утилизация полимерных отходов оказалось не менее сложным и дорогостоящим делом, чем производство изделий из полимеров, и, почти повсеместно, человечество идет по наиболее простому пути - складируя отходы вместе с другим мусором на грандиозных свалках. Полимерные отходы разделяют на отходы производства (технологические) и потребления. Отходы потребления образуются в жилом секторе, на предприятиях, в торговых центрах, где происходит упаковка и распаковка различных товаров и грузов.
Один из путей решения проблемы пластмассового «мусора» – вторичная переработка использованных пластмассовых изделий и отходов промышленного производства – рециклинг, конечным продуктом которой являются вторичные полимеры в виде флека - измельченных и очищенных хлопьев, или регранулята. Дополнительная причина, стимулирующая рециклинг и особенно актуальная сегодня, связана с уменьшением зависимости индустрии пластмасс от нефти как источника сырья.

Но самое главное – каждому из нас нужно начать с самого сложного: изменить свое отношение к мусору. Если мы будем всегда помнить, что промышленные и бытовые отходы это не мусор, а неиссякаемый источник ценного сырья, тогда мы сможем под совершенно другим углом рассмотреть проблему «мусорного кризиса». Мы увидим, что его нет и не было никогда, а было наше наплевательское отношение к природе, за что мы сами и страдаем.

В общем, перспективы есть, есть также и технологии и новые материалы, остается главный вопрос – когда?
 

© ООО «КЗПИ» все права защищены. 2024