Вернуться назад

Екатеринбург весьма скоро может оказаться в чудной долине, которую будут окаймлять горы мусора. В этом мы убедились, поработав день в составе спецбригады по сбору городских отходов. 

Уральская столица готовится встретить два крупных события — чемпионат мира по футболу в 2018 году и, возможно, международную выставку «ЭКСПО-2020». Как бы городские власти ни старались, как бы ни вникали в любой значимый процесс в жизни Екатеринбурга… Они, увы, не всесильны.
Взять, например, мусор. Вы его сортируете? Вряд ли. Дорого ли вы платите за его утилизацию? Нет. Более того, люди до сих пор выкидывают пакеты с мусором на улице. Верх интеллигентности — донести отходы до контейнера и не промахнуться мимо него. Сейчас настало время менять правила сбора мусора. Екатеринбургу нет другого пути. Как говорят экологи-паникеры, мы на пороге катастрофы.

Ежегодно с мусорных площадок города вывозится до 530 тысяч тонн отходов, ежедневно один мусоровоз вываливает на полигоны 6–14 тонн отходов. В сутки город выбрасывает порядка тысячи тонн. В Екатеринбурге есть два полигона для утилизации мусора. Самый большой находится недалеко от Широкой Речки (сюда попадает 350 тысяч тонн мусора), второй — «Северный», его доля — 200 тысяч тонн в год. Одно из требований ФИФА к городу, который готовится принять у себя чемпионат мира по футболу, — полный раздельный сбор мусора. Как научить горожан сортировке — большой вопрос. Кто готов в нем ковырятся ради того, чтобы тут у нас поиграли в мегафутбол?

По данным начальника городского комитета по экологии и природопользованию Сергея Архипова, сегодня вывозом мусора из дворов занимаются 26 компаний. Одна из них — ЕМУП «Спецавтобаза» — бывший монополист, сейчас пытающийся вернуть себе это звание.

Сергей Архипов, начальник комитета по экологии и природопользованию Екатеринбурга:
— Сейчас «Спецавтобаза» не доминирует в Екатеринбурге. Вывозит порядка 22% отходов. Идет серьезная борьба за этот рынок, я думаю, что в течение года-двух мы поможем «Спецавтобазе» решить вопрос с увеличением объемов вывоза мусора. Мы хотим, чтобы предприятие вернуло свои 65–70% рынка. Года три назад муниципальное предприятие сдало позиции, на мусорный рынок пришли новые игроки. Некоторые из них были лучше вооружены технически и именно они оттеснили «Спецавтобазу».

Сергей Архипов: «Сегодня любая компания может заниматься мусором, лицензирование сейчас упрощено до невозможности. Грузи и увози куда угодно. В лучшем случае — за территорию города, на какие-то полигоны, в худшем — в лес, в огород, на дорогу. Мы стараемся рассортировать эту кучу мусора. Я не говорю о тех отходах, которые разбирают горожане, а мы забираем на этапе между ведром и контейнером. Это 5% — за них спасибо. Но нам бы хотелось, чтобы сортировали хотя бы 20%».

Вообще, как говорят власти, Екатеринбургу выгодно заниматься и этими 5% рассортированного мусора. Сейчас переработка отходов встала на ноги. В городе уже год работает мусороперерабатывающее предприятие. Из переработанных отходов делают, например, садовые скамейки, урны. Сейчас оно возвращает в производство до 20 тысяч тонн отходов в год.

Сергей Архипов:
— Что такое 20 тысяч тонн отходов в год? Считайте: берем примерно 50 кг бумаги и возвращаем обратно в народное хозяйство. А это одно дерево. Теперь разделите 20 тысяч тонн на 50 кг. Это мы сколько деревьев спасем — это лес, огромная чаща! Или, допустим, 20 тысяч тонн пластика, которые 500 лет будут разлагаться и загрязнять окружающую среду. В администрации города есть проект об управлении отходами, он разработан до 2020 года. Согласно ему, количество отходов, которые попадут на полигон, сократится до 15 процентов. 75 будет уходить на переработку. 150 тысяч тонн — это уже не лес, а целая чаща и тысячи кубометров газа, тысячи тонн железа.

Еще лет пять назад дворовые площадки для мусора напоминали свалку. Сейчас другая картина. Ежедневно в городе растет число площадок с евроконтейнерами. Переоборудование ложится на ТСЖ. Они заключают договор со «Спецавтобазой». Новые контейнеры можно взять в аренду или просто купить. По данным на 31 декабря, 4 перевозчиками установлены 407 новых оранжевых контейнеров типа «Евро» на 166 площадках города под раздельный сбор отходов. Современные пластиковые контейнеры ласково  называют «евриками», разделяют по цветам. Оранжевые — для вторичного сырья, зеленые — для пищевых отходов. На площадках также должны быть установлены и небольшие контейнеры для энергосберегающих ламп и других ртутьсодержащих элементов. Но пока эта тема — из разряда нанотехнологий. К тому же они стоят дороже, чем «еврики», чтобы установить их, необходимо получить кучу разрешений на сбор и утилизацию.

Большинство энергосберегающих ламп имеют одну неприятную особенность — содержат ртуть. Поэтому при выходе из употребления переходят в разряд отходов первого класса опасности. Контейнеров для сбора ртутьсодержащих элементов — всего с десяток по городу. Компаний же, которые занимаются сбором этого мусора, и того меньше. Одна из них, ЕМУП «Комплексное решение проблем промышленных отходов», находится в центре города, на Пушкина, 9а. Лампы и градусники тут принимают бесплатно.

Безусловно, мы с вами понимаем, что до европейского уровня борьбы с мусором Екатеринбургу далеко. Например, Германия недавно применила систему шестимешковой сортировки отходов. Когда они переходили на этот этап, за такое разделение ратовали всего 15% населения. Германцы шли к этому 25 лет. Екатеринбург же пока находится на начальном этапе, но как говорят в комитете по экологии и природопользованию города, по последним опросам, уже 35% горожан согласны сортировать мусор.

Сергей Архипов:
— Мы думаем, пройдет каких-то 5–10 лет — и екатеринбуржцы уже привыкнут сортировать мусор. Горожане хорошо реагируют на новшества. Например, мы же забыли, что такое весенняя распутица, у нас она сократилась уже до недели. Неделя грязи — все, и у нас больше журналистам ругать администрацию не за что. Мы сегодня специально убираем снег с улицы, чтобы он там не таял. Загрязнителями у нас являются автомобили. И всю эту гадость, выхлопные газы, грязь — снег в себя всасывает. Городская администрация в текущем году собирается закупить 13 новых мусоровозов марки «Мерседес». Они лучше тех машин, которые сейчас бороздят городские улицы. Здесь вам и Евро-4, и система GPS, которая отслеживает движение мусоровоза, и система контроля расхода топлива.

Сергей Архипов:
— Эстетически они будут совсем по-другому выглядеть. Для жителей это будет какая-то определенная гордость, что он живет в таком городе, где у него даже отходы убираются такими красивыми машинами из таких красивых контейнеров, с таких красивых площадок. Еще в апреле 2009 года в нескольких дворах Кировского района появились первые оранжевые и зеленые контейнеры для сортировки мусора. Это был первый эксперимент, и после того как он закончился, городские власти посчитали его удачным. Уже тогда горожане чувствовали в этом потребность. Сейчас никто не экспериментирует, сейчас это уже наша с вами жизнь. Пока мы сортируем мусор всего на два мешка, дальше — больше. Не бойтесь сами испачкаться, бойтесь того, что вы сможете испачкать жизнь своим детям. Хотите жить в чистом Екатеринбурге — начните делать это уже сейчас. И требуйте от своих ТСЖ установить евроконтейнеры. Тогда вокруг нас станет значительно чище.

 

Источник: http://66.ru/news/society/130922/
 


Каждый день
в мире выбрасывается больше
100 000 тонн мусора

Объемы потребления полимеров, производимых из нефтехимического сырья, постоянно растут. Пластмассы теснят бумагу, металл, картон, стекло. Но одновременно увеличиваются и объемы изделий из пластмасс (в первую очередь, упаковки), попадающих после использования на свалки. Как известно, сроки разложения традиционных пластмасс составляют десятки и сотни лет, а площади для свалок ограничены. Поэтому проблема пластмассового мусора становится все более актуальной. За один только год в России образуется почти 750 тыс.тонн полимерных отходов. Около 10 % перерабатывается. Переработке подвергаются, главным образом, отходы производства, и лишь некоторые отходы потребления.

В чем причины, и каковы пути разрешения этой проблемы? Утилизация полимерных отходов оказалось не менее сложным и дорогостоящим делом, чем производство изделий из полимеров, и, почти повсеместно, человечество идет по наиболее простому пути - складируя отходы вместе с другим мусором на грандиозных свалках. Полимерные отходы разделяют на отходы производства (технологические) и потребления. Отходы потребления образуются в жилом секторе, на предприятиях, в торговых центрах, где происходит упаковка и распаковка различных товаров и грузов.
Один из путей решения проблемы пластмассового «мусора» – вторичная переработка использованных пластмассовых изделий и отходов промышленного производства – рециклинг, конечным продуктом которой являются вторичные полимеры в виде флека - измельченных и очищенных хлопьев, или регранулята. Дополнительная причина, стимулирующая рециклинг и особенно актуальная сегодня, связана с уменьшением зависимости индустрии пластмасс от нефти как источника сырья.

Но самое главное – каждому из нас нужно начать с самого сложного: изменить свое отношение к мусору. Если мы будем всегда помнить, что промышленные и бытовые отходы это не мусор, а неиссякаемый источник ценного сырья, тогда мы сможем под совершенно другим углом рассмотреть проблему «мусорного кризиса». Мы увидим, что его нет и не было никогда, а было наше наплевательское отношение к природе, за что мы сами и страдаем.

В общем, перспективы есть, есть также и технологии и новые материалы, остается главный вопрос – когда?
 

© ООО «КЗПИ» все права защищены. 2024