Вернуться назад

Сегодня на территории России, по данным крупнейшего участника рынка твердых бытовых отходов (ТБО) — госкорпорации «Ростехнологии», скопилось свыше 31 млрд т неутилизированных отходов. Ежегодно их количество увеличивается на 60 млн т. Министерство природных ресурсов страны подсчитало, что на каждого жителя страны приходится по 400 кг отходов в год. А среднестатистическая российская семья из четырех человек выбрасывает около 150 кг разного рода пластмасс, порядка 100 кг макулатуры, около 1000 стеклянных бутылок. 

Впрочем, корень мусорной проблемы не столько в постоянном росте объемов ТБО, который можно считать издержками цивилизации, сколько в неумении этими отходами грамотно распорядиться. По тем же данным, не менее 40% всего скопившегося в стране мусора — это ценное вторичное сырье. В переработку же поступает лишь около 7—8% отходов, а остальное вывозится на полигоны. А вот картинка из свалочной жизни столицы: по информации московского департамента природопользования и охраны окружающей среды, в 2011 году в главном городе страны образовалось примерно 2,9 млн т ТБО, в переработку из них попало менее 1% — только 27,6 тыс. т. Причем более всего переработчиков заинтересовала макулатура (24 тыс. т). Гораздо менее востребованными оказались пластиковые бутылки (1,53 тыс. т) и стекло (1,05 тыс. т). 

Наша страна вновь проходит мимо больших денег: сегодня проекты по мусоропереработке — это мировой тренд, интересный как бизнесу, так и инвесторам. Мировой мусорный рынок — то есть рынок сбора, вывоза, переработки и утилизации ТБО — оценивается в 120 млрд долл. В России переработка отходов, по разным подсчетам, может стоить от 2 млрд до 3,5 млрд долл. в год. Сфера инвестиций в мусоропереработку считается, во-первых, весьма перспективной по причине высокого спроса на продукцию мусороперерабатывающих заводов. Во-вторых, низкорисковой — ввиду твердых тарифов от муниципалитетов. Поэтому иностранные фонды и компании, традиционно очень консервативные в отношении нашей страны, регулярно заявляют о готовности финансировать строительство в России мусороперерабатывающих предприятий. 

Этот интерес понятен: у нас эта отрасль находится в самом начале своего развития. В России действуют лишь 243 мусороперерабатывающих и 50 мусоросортировочных комплексов, а также 10 мусоросжигательных заводов. Этого явно недостаточно для того, чтобы справиться с грандиозным объемом ТБО. Следовательно, любое новое мусороперерабатывающее предприятие будет иметь хорошую окупаемость: ориентировочно от двух до пяти лет. К тому же в России нет заводов по переработке мусора полного цикла. Отечественные проекты до сих пор ограничивались покупкой промышленных прессов, которые спрессовывают мусор для дальнейшей укладки на полигоне.

Такой подход означает полную зависимость экономики в данной сфере от тарифа. Возможность же получения выручки от продажи вторсырья, на которую в первую очередь рассчитывают иностранные инвесторы, практически никак не реализовывается. В этом и состоит ключевое отличие отечественной экономической модели в сфере мусоропереработки от европейской: в Европе высокие экологические требования делают размещение ТБО на полигоне самым дорогим способом утилизации отходов, а их переработка является серьезным и весьма доходным бизнесом. В России все происходит точно наоборот: дешевле всего складировать мусор на полигонах или сжигать его. 

В Москве данные способы применяются в 85—100% случаев. И при этом московский регион уже столкнулся с проблемой отсутствия мест для захоронения ТБО: подмосковные леса завалены мусором. Этот процесс, как и умножение несанкционированных свалок по всей стране (в ряде регионов их доля достигает 40%), можно остановить, только изменив в корне государственный подход к проблеме мусора и создав полноценную инфраструктуру мусоропереработки. 

Министерство природных ресурсов России планирует запретить сжигание несортированного и пригодного к переработке мусора. Данный запрет, несомненно, станет первым шагом к формированию цивилизованной системы обращения с ТБО. Вторым и еще более важным фактором должны стать четко выверенные действия по мотивации россиян к первичной сортировке отходов. Менталитет наших соотечественников сегодня — одно из самых непростых препятствий на пути к созданию в стране мусороперерабатывающей инфраструктуры. В Москве все попытки внедрить систему раздельного сбора ТБО провалились: специальные контейнеры для стекла, бумаги и пищевых отходов подавляющим большинством населения попросту игнорировались. Можно, конечно, ввести новые штрафы — но выстроить процесс отслеживания нарушений не удастся. Принцип кнута здесь неуместен: россиянам нужна продуманная система мотивации. 

Изобретать колесо, впрочем, не потребуется: Европа все давно придумала за нас, отказавшись от мусоропроводов в пользу размещения возле жилых домов специальных раздельных контейнеров для сбора стекла и металла, бумаги и пластика. А для того чтобы отходы попадали строго по назначению, необходимо проработать экономическую сторону вопроса. Ведь что происходит сегодня? Действующее законодательство относит сбор и вывоз ТБО к понятию «содержание жилого помещения». Сэкономить на данной услуге жильцы вряд ли откажутся. Один из вариантов: сдавать мусор сортированными контейнерами спецпереработчикам, реально снижая свой мусорный тариф. 

Кроме того, нужно повышать экологическую культуру населения в принципе. Причем делать это комплексно, охватывая все возрастные категории, начиная от детсадовцев и заканчивая пенсионерами — людьми, выросшими в другой стране, где вопрос мусора еще не стоял так остро.
 

Автор статьи: Сергей Огороднов,

председатель совета директоров инфраструктурного холдинга «Инфра инжиниринг»

 

https://r.mail.yandex.net/url/P9VUO2JoCPYCqnoifrUfqA,1364176417/rbcdaily.ru%2Findustry%2F562949986334712
 


Каждый день
в мире выбрасывается больше
100 000 тонн мусора

Объемы потребления полимеров, производимых из нефтехимического сырья, постоянно растут. Пластмассы теснят бумагу, металл, картон, стекло. Но одновременно увеличиваются и объемы изделий из пластмасс (в первую очередь, упаковки), попадающих после использования на свалки. Как известно, сроки разложения традиционных пластмасс составляют десятки и сотни лет, а площади для свалок ограничены. Поэтому проблема пластмассового мусора становится все более актуальной. За один только год в России образуется почти 750 тыс.тонн полимерных отходов. Около 10 % перерабатывается. Переработке подвергаются, главным образом, отходы производства, и лишь некоторые отходы потребления.

В чем причины, и каковы пути разрешения этой проблемы? Утилизация полимерных отходов оказалось не менее сложным и дорогостоящим делом, чем производство изделий из полимеров, и, почти повсеместно, человечество идет по наиболее простому пути - складируя отходы вместе с другим мусором на грандиозных свалках. Полимерные отходы разделяют на отходы производства (технологические) и потребления. Отходы потребления образуются в жилом секторе, на предприятиях, в торговых центрах, где происходит упаковка и распаковка различных товаров и грузов.
Один из путей решения проблемы пластмассового «мусора» – вторичная переработка использованных пластмассовых изделий и отходов промышленного производства – рециклинг, конечным продуктом которой являются вторичные полимеры в виде флека - измельченных и очищенных хлопьев, или регранулята. Дополнительная причина, стимулирующая рециклинг и особенно актуальная сегодня, связана с уменьшением зависимости индустрии пластмасс от нефти как источника сырья.

Но самое главное – каждому из нас нужно начать с самого сложного: изменить свое отношение к мусору. Если мы будем всегда помнить, что промышленные и бытовые отходы это не мусор, а неиссякаемый источник ценного сырья, тогда мы сможем под совершенно другим углом рассмотреть проблему «мусорного кризиса». Мы увидим, что его нет и не было никогда, а было наше наплевательское отношение к природе, за что мы сами и страдаем.

В общем, перспективы есть, есть также и технологии и новые материалы, остается главный вопрос – когда?
 

© ООО «КЗПИ» все права защищены. 2024