Вернуться назад

О  становлении  и развитии отходоперерабатывающей отрасли 

П. И. Кузнецов,
к. ф.-м. н, председатель Союза отходопереработчиков Краснодарского края

 

Без ответственной, системной, научно обоснованной, учитывающей международный опыт государственной политики в области управления отходами в частности и охраны окружающей природной среды в целом говорить о создании отходоперерабатывающей отрасли не приходится.

В работах известных советских, российских ученых В. Г. Горшкова, В. И. Данилова-Данильяна, К. С. Лосева, А. М. Макарьевой и других на основе теории биотической регуляции показано, что допустимые пороги антропогенного воздействия на природу уже превышены в десять и более раз. Это выражается в безудержном росте потребления «материальных благ» и соответствующем росте энергопотребления углеводородного и ядерного топлива, которые автоматически с точностью почти 100 % превращаются в отходы. Еще остается возможность избежать глобально экологической катастрофы, однако время, отпущенное человечеству, уже на исходе.

Основополагающими целями при обращении с отходами производства и потребления, согласно российскому законодательству, являются:
- охрана окружающей среды и здоровья населения от негативного влияния отходов при их образовании, сборе, накоплении, транспортировании, обезвреживании, использовании, размещении.
- максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий для снижения потребления природных ресурсов, минимизации негативного влияния на окружающую среду при их изъятии.

 

Стремление к достижению этих целей позволит уменьшить, а в дальнейшем стабилизировать на относительно безопасном уровне негативное антропогенное воздействие отходов на окружающую среду. Попутно отметим, что анонсированный в российском законодательстве принцип «использования…безотходных технологий» не может быть реализован «в принципе», поскольку безотходные технологии «в принципе» невозможны. Сейчас много говорится о создании отходоперерабатывающей отрасли – ОПО, делаются весьма оптимистические прогнозы. 

Проводятся съезды, форумы, совещания, создаются региональные органы управления, определяются отраслевые операторы, учреждаются союзы и ассоциации отходопереработчиков, принимаются региональные и муниципальные программы и т. д. Однако опыт последних двадцати лет показывает, что без ответственной, системной, научно обоснованной, учитывающей международный опыт государственной политики в области управления отходами в частности и охраны окружающей природной среды в целом говорить о создании ОПО не приходится. 

Представляется, что планируемая к созданию ОПО, в силу присущей ей специфики, должна в разумных пределах быть мобилизационной и развиваться на плановой (индикативной и директивной) основе, поскольку «невидимая рука рынка» ничего путного в решении рассматриваемой проблемы создать не состоянии. Почему надо говорить о мобилизационном характере ОПО? Потому что мобилизация в экономике есть, по существу, наиболее эффективный, а при определенных обстоятельствах и единственный инструмент решения жизненно важных для общества проблем.

К основным признакам мобилизационной экономики относят:
1. Наличие угрозы существования общества как целостной системы и ее осознание руководителями государства.
2. Постановка руководителями государства цели, заключающейся в устранении этой угрозы или противодействии ей.
3. Разработка государственного плана или программы достижения поставленной цели.
4. Организация соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы.

Экологическая угроза выживания человеческого общества как целостной системы существует, и не просто существует, а  носит глобальный характер и требует безотлагательного решения.

Руководителями российского государства угроза признана и цели сформулированы. Так Президент РФ В. В. Путин высказался по этому поводу следующим образом: «…серьезной проблемой является и так называемое захламление почв. Речь идет не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью, но и о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не на вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, а проще сказать – на свалки, которые, к  сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии и наносят вред природе и людям». 

С ним солидарен и председатель Правительства РФ Д. И. Медведев: «Сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов». «Считаю, что это действительно современный вариант ответа на ситуацию  – создание в стране отходоперерабатывающей индустрии». 

Что касается разработки государственного плана или программы достижения поставленных целей и организации соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы, то в этом направлении сделано и делается крайне мало. Сначала надо четко определить, что следует понимать под ОПО? Как известно, классическое определение отрасли следующее: отрасль  – это качественно однородная группа хозяйственных единиц, характеризующаяся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющая специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.

Укрупненно отрасли промышленности подразделяются на добывающую и обрабатывающую. Но специфика ОПО состоит в том, что она одновременно и добывающая и перерабатывающая, причем сырьем для ОПО служат отходы (их утильные фракции). Перерабатывающая же структура ОПО может включать в себя множество «классических» отраслей промышленности: металлургию, нефтехимию, энергетику, строительную промышленность, целлюлозно-бумажную промышленность и др. Кроме того, для ОПО необходимы новые научные разработки, технологии и соответствующее промышленное и энергетическое оборудование. 

Следовательно, ОПО не является в классическом понимании отраслью промышленности, а  скорее должна представлять собой надотраслевую (межотраслевую) структуру, основное ядро которой, в частности составляет «добывающая промышленность», то есть промышленность, преобразующая материальные потоки отходов в востребованное сырье и взаимосвязанные с ним (ядром) «классические обрабатывающие отрасли», производящие продукцию и энергию. Ядро ОПО по существу является экологом и санитаром промышленной цивилизации и, в силу своей специфики, должно стать генератором и включать в себя новые технологии по использованию, обезвреживанию и размещению отходов. 

Исходя из такого понимания возникают вопросы о способах становления и развития ОПО, о  системе управления отраслью, и в частности о том, какие органы либо новый межотраслевой орган будут управлять ОПО, проводить государственную политику и осуществлять законодательное регулирование в области обращения с отходами. Особенно важна выработка и включение механизмов финансирования и экономического стимулирования ОПО. В настоящее время эти механизмы находятся в зачаточном, если не сказать более, состоянии.

Так, средства, поступающие в бюджеты всех уровней в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, практически не идут на природоохранные мероприятия при обращении с отходами. Управление ОПО должно осуществляться в рамках государственного плана или программы, соответствующих региональных, муниципальных и корпоративных планов и программ. Причем эти планы и программы должны иметь комплексный, долгосрочный, стратегический характер, а их выполнение находиться под жестким контролем государства. 

Сказанное ни в коей мере не умаляет роль и значение инициатив предпринимательского сообщества, направленных на экологически безопасное обращение с отходами. Более того, при всемерной поддержке государства и муниципальных властей, основанной на продуманных и выверенных концепциях, планах, программах и действенной системе управления, следует ожидать значительного мультипликативного экономического эффекта. К сожалению, открытым остается вопрос о государственном и муниципальном заказе на произведенную из отходов продукцию и энергию.

Продукция из отходов при прочих равных условиях, если не учитывать внешние издержки, несколько дороже, чем произведенная из традиционного сырья, поэтому без стабильного государственного и муниципального заказа положительные мотивации производства такой продукции весьма проблематичны. То же можно сказать и о государственно-частном партнерстве в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами как на федеральном, так и региональном уровнях, о разработке действенных механизмов привлечения для этих целей негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов. 

Значительную роль в становлении и развитии ОПО должно сыграть экологическое просвещение и воспитание, которые позволят привлечь широкие слои населения в ресурсное обеспечение ОПО утильными фракциями отходов потребления. Существенную роль в становлении и развитии ОПО могут и должны при адекватной поддержке государства и граждан России сыграть Союзы и Ассоциации отходопереработчиков, которые по существу являются элементами, точками роста отрасли. Объединенные на добровольной основе в некоммерческие организации Союзы и Ассоциации основной своей целью видят становление и развитие отходоперерабатывающей отрасли, которая во многом поможет обеспечить ресурсную безопасность страны и охрану окружающей среды.

Источник: журнал № 4/2012 «Твердые бытовые отходы»
http://sopek.ru/d/362823/d/o-stanovlenii-i-razvitii-opo.pdf


Каждый день
в мире выбрасывается больше
100 000 тонн мусора

Объемы потребления полимеров, производимых из нефтехимического сырья, постоянно растут. Пластмассы теснят бумагу, металл, картон, стекло. Но одновременно увеличиваются и объемы изделий из пластмасс (в первую очередь, упаковки), попадающих после использования на свалки. Как известно, сроки разложения традиционных пластмасс составляют десятки и сотни лет, а площади для свалок ограничены. Поэтому проблема пластмассового мусора становится все более актуальной. За один только год в России образуется почти 750 тыс.тонн полимерных отходов. Около 10 % перерабатывается. Переработке подвергаются, главным образом, отходы производства, и лишь некоторые отходы потребления.

В чем причины, и каковы пути разрешения этой проблемы? Утилизация полимерных отходов оказалось не менее сложным и дорогостоящим делом, чем производство изделий из полимеров, и, почти повсеместно, человечество идет по наиболее простому пути - складируя отходы вместе с другим мусором на грандиозных свалках. Полимерные отходы разделяют на отходы производства (технологические) и потребления. Отходы потребления образуются в жилом секторе, на предприятиях, в торговых центрах, где происходит упаковка и распаковка различных товаров и грузов.
Один из путей решения проблемы пластмассового «мусора» – вторичная переработка использованных пластмассовых изделий и отходов промышленного производства – рециклинг, конечным продуктом которой являются вторичные полимеры в виде флека - измельченных и очищенных хлопьев, или регранулята. Дополнительная причина, стимулирующая рециклинг и особенно актуальная сегодня, связана с уменьшением зависимости индустрии пластмасс от нефти как источника сырья.

Но самое главное – каждому из нас нужно начать с самого сложного: изменить свое отношение к мусору. Если мы будем всегда помнить, что промышленные и бытовые отходы это не мусор, а неиссякаемый источник ценного сырья, тогда мы сможем под совершенно другим углом рассмотреть проблему «мусорного кризиса». Мы увидим, что его нет и не было никогда, а было наше наплевательское отношение к природе, за что мы сами и страдаем.

В общем, перспективы есть, есть также и технологии и новые материалы, остается главный вопрос – когда?
 

© ООО «КЗПИ» все права защищены. 2017