Вернуться назад

Кузбасские энергетики предложили значительно снизить себестоимость строительства дорог в нашем регионе, возведения жилья, а также решить проблему «лунного ландшафта» в Кемеровской области. Все это будет возможно благодаря использованию золошлаковых материалов, которые являются побочным продуктом теплогенерации. Об этом шла речь на круглом столе, который состоялся в рамках работы в Кузбасском технопарке выставки «Уникальный Кузбасс», где различные региональные промышленные компании представили свои разработки в области так называемого бережливого производства, обеспечивающие энергоматериальные - и финансовоэффективные технологии работы.

Полные отвалы…

Участниками круглого стола наряду с сотрудниками «Кузбассэнерго» стали представители бизнеса, в том числе автодорожной и строительной отраслей, являющиеся потенциальными потребителями золошлаковых материалов (ЗШМ). Основным докладчиком на заседании круглого стола стал советник исполнительного директора ОАО «Кузбассэнерго» Андрей Николаев, который рассказал о проблемах энергетиков, связанных с накоплением золошлаковых отходов и способов их применения с выгодой для бизнеса и пользой для экологии Кузбасса. О важности реализации этой задачи для энергокомпании и всего региона говорил на совещании и первый заместитель исполнительного директора – главный инженер ОАО «Кузбассэнерго» Николай Сидоров. В

настоящее время 5 электростанций Кузбасского филиала «Кузбассэнерго» в течение года в среднем накапливают около двух миллионов тонн золы и шлака, образующихся от сжигания угля. Этот показатель составляет около 70 процентов от общего годового накопления ЗШМ в регионе. Стоит отметить, что емкость существующих золоотвалов на энергостанциях тоже небесконечна. Так, например, при нынешних объемах теплогенерации золоотвал на Ново-Кемеровской ТЭЦ может быть заполнен через 3 года, на Кемеровской ГРЭС – через 5 лет, а на Беловской ГРЭС – через 7 лет. Разумеется, энергетики заинтересованы в том, чтобы вовлечение ЗШМ в хозяйственный оборот проходило более активно. Тем более что при внедрении современных технологий переработки и использования ЗШМ можно достичь значительного экономического эффекта. Кстати, в этом смысле одним из успешных примеров использования ЗШМ на территории Кузбасса (г. Белово) является проект компании СУЭК – завод по производству легковесных минеральных наполнителей. «Кузбассэнерго» поставляет на предприятие около 20 тыс. тонн ЗШМ в год. О том, насколько востребована продукция, говорит один только факт: более 90 процентов готовой продукции предприятия идет на экспорт.

Чистая энергия...

«ЗШМ могут быть использованы в строительстве дорог, – рассказывает Андрей Николаев. – При этом их стоимость в два раза ниже цены песка, который используется в дорожном строительстве. Отсюда и экономический эффект. Об использовании ЗШМ при производстве стройматериалов и вовсе говорить не стоит – ЗШМ здесь активно используются, и в дальнейшем стоит только увеличивать их долю. В этом смысле у нас налажено плодотворное сотрудничество, например, с Мазуровским кирпичным заводом, заводом «Стройиндустрия» (г. Кемерово) и некоторыми другими кузбасскими предприятиями строительной отрасли».
Еще одно очень перспективное направление использования ЗШМ – рекультивация «лунного ландшафта», остающегося после добычи угля открытым способом. Более того, с использованием ЗШМ можно не только рекультивировать земельные неудобья, но и моделировать ландшафт. Опыт такого использования ЗШМ имеется в Кузбассе на разрезе «Майский» и в Красноярском крае на разрезе «Назаровский». «Это направление деятельности представляет для нас особый интерес, – продолжает Андрей Анатольевич, – поскольку в его рамках возможно освоение больших объемов ЗШМ. Более того, получится замкнутый цикл: уголь добыли – сожгли – получили энергию – с помощью ЗШМ рекультивировали место добычи угля». То есть в остатке остается чистая энергия. В целом по всем направлениям использования ЗШМ, согласно оценкам энергетиков, можно обеспечить полезное использование золошлака на уровне 1,5 миллиона тонн в год. В

перспективе это позволило бы полностью решить проблему накопления золошлаковых отходов в Кемеровской области. Для сравнения: сейчас находит полезное применение только 4,5 процента от 2 млн. тонн производимых за год отходов или 86 тысяч тонн ЗШМ. «Но даже текущие показатели – это уже шаг вперед, – подчеркивает Андрей Николаев. – Еще четыре года назад использовалось не более 10 тысяч тонн ЗШМ». Более того, представители «Кузбассэнерго» намерены сохранять динамику по увеличению использования золошлаков, учитывая важность этого направления для региона не только с экономической, но и с экологической точки зрения. Среди возможных перспективных проектов – создание системы сухого золоудаления на Кемеровской ГРЭС. Получаемая при этом сухая зола уже сама по себе является готовым сырьем, пользующимся стабильно растущим спросом, особенно в отрасли производства стройматериалов.

…Если проектам «Кузбассэнерго» суждено сбыться, то впору говорить, что вскоре недавние отходы, которые создавали проблемы и самим энергетикам, и всему региону в плане дополнительной экологической нагрузки, станут полезным и выгодным продуктом, способным обеспечить промышленный рост.
 

Владимир Соловьев.
http://sibdepo.ru/main/57202-othody-v-dohody.html

 


Каждый день
в мире выбрасывается больше
100 000 тонн мусора

Объемы потребления полимеров, производимых из нефтехимического сырья, постоянно растут. Пластмассы теснят бумагу, металл, картон, стекло. Но одновременно увеличиваются и объемы изделий из пластмасс (в первую очередь, упаковки), попадающих после использования на свалки. Как известно, сроки разложения традиционных пластмасс составляют десятки и сотни лет, а площади для свалок ограничены. Поэтому проблема пластмассового мусора становится все более актуальной. За один только год в России образуется почти 750 тыс.тонн полимерных отходов. Около 10 % перерабатывается. Переработке подвергаются, главным образом, отходы производства, и лишь некоторые отходы потребления.

В чем причины, и каковы пути разрешения этой проблемы? Утилизация полимерных отходов оказалось не менее сложным и дорогостоящим делом, чем производство изделий из полимеров, и, почти повсеместно, человечество идет по наиболее простому пути - складируя отходы вместе с другим мусором на грандиозных свалках. Полимерные отходы разделяют на отходы производства (технологические) и потребления. Отходы потребления образуются в жилом секторе, на предприятиях, в торговых центрах, где происходит упаковка и распаковка различных товаров и грузов.
Один из путей решения проблемы пластмассового «мусора» – вторичная переработка использованных пластмассовых изделий и отходов промышленного производства – рециклинг, конечным продуктом которой являются вторичные полимеры в виде флека - измельченных и очищенных хлопьев, или регранулята. Дополнительная причина, стимулирующая рециклинг и особенно актуальная сегодня, связана с уменьшением зависимости индустрии пластмасс от нефти как источника сырья.

Но самое главное – каждому из нас нужно начать с самого сложного: изменить свое отношение к мусору. Если мы будем всегда помнить, что промышленные и бытовые отходы это не мусор, а неиссякаемый источник ценного сырья, тогда мы сможем под совершенно другим углом рассмотреть проблему «мусорного кризиса». Мы увидим, что его нет и не было никогда, а было наше наплевательское отношение к природе, за что мы сами и страдаем.

В общем, перспективы есть, есть также и технологии и новые материалы, остается главный вопрос – когда?
 

© ООО «КЗПИ» все права защищены. 2024